Пришло время подвести итоги десятого сезона проекта "Голос. Дети". Не могу сказать, что он был лучшим по составу участников, но этот состав точно был одним из самых сильных. По уже сложившейся нехорошей традиции, как верно подметил Man, многие интересные вокалисты выбыли из проекта на этапе поединков, и в немалой степени этому способствовали наставники команд.
Как это не удивительно звучит, но состав наставников в юбилейном сезоне оказался самым слабым за всю историю проекта. Один тот факт, что среди наставников не оказалось ни одного сильного вокалиста, лишает проект первоначального смысла. Это уже не про голос, это про что-то другое. Я бы ещё мог понять, если бы среди наставников присутствовали знаменитые композиторы, музыканты или хормейстеры. Ну хоть кто-нибудь, кто мог бы принести детям пользу в музыкальном плане. Хотя бы одно кресло с таким человеком, чтобы у детей была реальная возможность выбора. Не всем же нравится современная молодёжная музыка. Есть ребята, тяготеющие к классической или народной музыке. О них кто-нибудь подумал?
Складывается устойчивое впечатление, что собственно музыке организаторами проекта отведена вторичная роль. На первом месте, похоже, рейтинги. Кресла наставников уже который сезон подряд занимают одни и те же люди, так и не сумевшие за всё это время создать в проекте что-либо действительно значимое. Зато они умеют веселить публику. Егор Крид "радует" своей непосредственностью. Его упорно тянет "назад на пальму": то в кресло с ногами залезет, то ногой на кнопку нажмёт. Василий – душа компании, главный балагур проекта. Неудивительно, что в каждом сезоне его признают лучшим наставником.
Но в музыкальном плане всё не так весело. Этап поединков, на мой взгляд, по выбору репертуара был худшим за все сезоны. Этот репертуар не отличался разнообразием и в массе своей никак не помог полноценно раскрыть голоса детей. Все наставники традиционно отметились бездумным смешиванием композиций. Больше всех преуспел в этом Егор Крид. Более того, он зачем-то затащил в детский проект песню, которую с оригинальным текстом не каждый взрослый захочет исполнять, а её пришлось исполнять детям. В очередной раз мне хочется обратиться к наставникам с просьбой воздержаться от всевозможных экспериментов со знаменитыми песнями по той простой причине, что вы, при всём моём уважении, на порядки уступаете в таланте авторам этих произведений. Ну не сможете вы там ничего улучшить! И не сможете создать ничего нового из старого. Зато у вас легко получается всё портить.
Что, собственно, наглядно было продемонстрировано Егором в номере на песню "Прекрасное далёко". Я прекрасно понимаю желание Man’а защитить любимого артиста, но то, что Егор делал на сцене, лишено всякого смысла. Его вообще не должно было там быть. В этой песне он лишний. Это типичный пример, когда у человека есть огромное внутреннее желание творить, но нет для этого таланта. Остаётся коверкать чужие произведения, ибо они настолько сильные, что способны вытянуть любого исполнителя со всеми его безумными фантазиями.
И вот здесь мне хочется поднять ещё одну тему, о которой совершенно не говорят, но я чувствую, что в наше время она крайне важна. Если объективно взглянуть на то, какую музыку слушают сейчас дети, то окажется, что это либо современная молодёжная попса, которая примитивнее попсы старой, либо каверы, которые в большинстве своём оказываются слабее оригиналов. Вдумайтесь в это: по сути, дети живут в исковерканном каверами мире. Другого мира они не знают и наивно полагают, что слушают самую лучшую музыку в мире. А духовное развитие ребёнка в значительной степени зависит от культурного поля, которое его окружает, в том числе и от музыки, которая льётся в его уши. Казалось бы, проект "Голос. Дети" и есть то самое окно в другой мир. Но и здесь благодаря наставникам молодёжная попса начинает отвоёвывать эфирное время, да с такой скоростью, что окно стремительно превращается в замочную скважину. Пока что мне видится только один выход из данной ситуации: нивелировать негативный эффект от каверов можно, если взять за правило искать и слушать эти произведения в оригинальном варианте. Зачастую оригинал оказывается интереснее, богаче и глубже, чем кавер. У слушателя появляется возможность сравнить версии и самостоятельно определить, что нравится больше, а заодно расширить свой кругозор. Правда, не все произведения, даже в детском "Голосе", имеют художественную ценность, и от некоторых оригиналов лучше держаться подальше. Но это уже пусть остаётся на совести наставников.
Ещё одним провалом юбилейного сезона стала худшая за все сезоны система голосования. Она была настроена таким образом, что мешала отдать голос за понравившегося участника. Более того, она провоцировала ошибочное голосование за участника с номером один. У меня сложилось впечатление, что система была настроена на голосование роботов и отсеивание людей. Не думаю, что это было сделано умышленно, но так получилось. В силу вышесказанного результаты голосования на всех этапах этого сезона нельзя считать объективными.
Если смотреть на этот сезон в целом, то меня не оставляет ощущение, что для организаторов он оказался нежелательным, лишним, мешающим. Делали его нехотя, в спешке, просто "чтобы было". В итоге ничего юбилейного в этом сезоне так и не случилось. Удивительно, но это факт. Рискну предположить, что виной тому вклинившийся в сетку канала новый проект "Фантастика", на который были брошены все силы.
Как бы то ни было, очередной сезон состоялся, и я благодарен за это всем участникам и организаторам проекта. Было много хороших вокалистов и интересных сольных номеров. Как всегда стабильно и качественно работал оркестр. Новая ведущая Яна Чурикова успешно справилась со своей ролью, хотя после Дмитрия Нагиева сделать это было непросто. Но хотелось бы обратиться к ведущим с просьбой быть более искренними в общении с детьми. Когда вы успокаиваете или нахваливаете ребёнка, то надо стараться находить такие слова, чтобы не приходилось лгать, даже в мелочах, ибо это выглядит некрасиво.
Ниже список моих предпочтений в этом сезоне. Пятёрку лучших групповых номеров в этот раз решил не выбирать, поскольку не смог набрать даже тройку номеров без каких-либо значимых для меня недостатков. Вместо этого расширил до десятки список лучших сольных номеров.
Пятёрка лучших вокалистов сезона:
1. Милана Пономаренко.
2. Данил Клюжин.
3. Иван Рогунов.
4. Денис Макаров.
5. Константин Горишняков.
Десятка лучших сольных номеров сезона:
1. Данил Клюжин – "Il mondo".
2. Иван Рогунов – "Can You Feel the Love Tonight".
3. Иван Рогунов – "Ария мистера Икс".
4. Андрей Аванесов – "Caravan".
5. Софья Павлова – "Mr. Paganini".
6. Андрей Емелин – "Virtual Insanity".
7. Дмитрий Минин – "Орлы или вороны".
8. Георгий Табуркин – "Starlight".
9. Никита Данько – "Halliluja I Love Her So".
10. Ольга Косарева и Элина Нигматуллина – "Сберегла".
Потенциал сезона:
Ева Аветисян, Мария Братчикова, Анна Доровская, Ольга Косарева и Элина Нигматуллина, Софья Павлова, София Сингх, Мохань Сюй, Мария Тихонова, София Фадеева, Алёна Яковлева, Андрей Аванесов, Фирдавс Авезов, Захар Бобылёв, Никита Данько, Андрей Емелин, Дмитрий Минин, Кимилл Обухов, Максим Овчинников, Никита Панов, Шандор Силантьев, Лев Смирнов, Георгий Табуркин, Алексей Тельцов, Кирилл Усов, Максим Хрулёв.