Чудо-Маша. 10-летняя казахстанская певица Мария Мудряк может стать самой юной Джульеттой в мире
09:43 15.01.2005
Чудо-Маша - уже не наша
Десятилетняя певица едет учиться в Ла Скала
Ян СМИРНИЦКИЙ.
Когда-то ее представляли Машенькой. Теперь несолидно: только Мария. А лет ей всего 10... В шестилетнем возрасте эта Мария попала в Книгу рекордов Гиннесса как самая юная певица планеты. Слыша ее феноменальный голос, люди отказывались верить, что поет ребенок. Она стала самым узнаваемым человеком в родном Павлодаре (Казахстан), где мы и разыскали ее прошлым летом ("МК" от 18.08).
Сегодня Машенька последний день в Москве: вечерним рейсом отбывает в Милан. На пять лет. Ее пригласили учиться в самом престижном заведении Европы - в Высшей академии музыки, готовящей кадры для Ла Скала. За пару часов до самолета Маша пришла в "МК".
...Она с интересом носится по редакции, заглядывая в каждую комнату. Вместе с нею - неизменно - папа Александр и мама Ольга Генриховна. Машенька энергична, скромна и улыбчива, но хоть бы кто знал, через сколько всего ей пришлось пройти до этой Италии...
"Я хочу петь красиво. Хочу, чтобы люди, когда я пою, подумали о доброте. Это так просто", - говорит Маша Мудряк.
И так непросто одновременно. Миланцы не первые, кто заметил в девочке чудесный дар. Бывало так, что люди понимающие готовы были помочь последним, а бывало... приглашали петь чуть ли не в придорожный кабак. Или обещали дать денег на учебу, но с условием, что будут иметь процент со всех ее выступлений лет на пять вперед...
Ольга Генриховна:
- Посмотрите на мою девочку. Звездность никогда не станет для нее самоцелью. Обидно другое. Если бы вы знали, каким авторитетом пользуется для многих стран СНГ центральное телевидение России! Но именно по главным каналам активно показывают людей, у которых совсем нет голоса. А все остальные считают, что так и должно быть. К чему учиться музыке, когда и так можно выйти и чего-то изобразить? Отсюда начинается отношение к артисту как к обслуживающему персоналу...
...Машенька подходит к "стене славы "МК". Так у нас принято: подойти, взять маркер, написать о главном. Сейчас Маша на пороге абсолютно новой жизни с тысячью и одной проблемой: как пойти в итальянскую школу, как быстро освоить три-четыре языка (обязательно петь без акцента!), снять квартиру по минимальной цене... Занятия для нее начнутся с 20-го, да и для других начались с 20-го, но сентября. Маша никак не могла въехать в Италию. По тамошнему законодательству не предусмотрено соответствующей визы. Да, есть студенческая. Но...
- Италия - страна строгих правил, - рассказывает Ольга Генриховна, - там четко прописано: возраст студента начинается с 14 лет. И ни в какую. Мы боялись, что нас из академии за это исключат. Уж все вмешались, чтобы нам помочь. Но... ничего не получалось.
- В конце концов слухи дошли до президента Назарбаева, - подключается Маша, - и он все сделал: мне дали визу!
- Уж не знаю как, - мама опять, - неужели с Берлускони договорился?
В свое время Назарбаев пообещал: "Если ты будешь достойно представлять Казахстан на мировом уровне, мы обязательно поможем с обучением". Сказать, сколько Маше придется платить за год, не поворачивается язык. Но Маша уверена, что Назарбаев не бросает слов на ветер...
...Последний концерт на родине она дала 15 декабря. Туда был приглашен известный итальянский тенор Пьеро Джулиаччи. К нему подвели Машу, представили - вот-де чудо-ребенок. "А сколько тебе лет?" - первым делом спросил певец. Ну, 10. Тенор закачал головой: "О! Но! Но! Но!" Мол, этого не может быть. "Пикколо! Пикколо!" Маленькая очень. С тем и ушел...
Перед концертом была общая репетиция. Маша открывала действо, а потому пела первой. Кто же в полном потрясении и замешательстве аплодировал ей больше всех, кричал "брависсимо!"? Все он же - тенор Джулиаччи. Бросился к Маше, стал советовать, у кого в Италии лучше всего брать уроки...
- Маша, Оля! - обращаюсь к дорогим гостям. - А как голос начнет ломаться?
Ольга Генриховна (Маша только улыбается):
- Все случится под строгим надзором итальянских профессоров. Перелом вот-вот должен наступить. Вроде за лето ломка должна пройти. Быстрее, чем раньше предполагалось. Думали, что за год. В это время вообще нельзя будет петь.
- А то ведь как люди говорят: "Был такой Робертино Лоретти, а потом взял да сплыл..."
- Почему так говорят? Все зависит от маэстро, то есть от учителя. Одни погубят ученика, другие - вытянут. Наш маэстро Анатолий Гусев сразу предостерег: "Самое главное сейчас - не навредить голосу. Не перенапрягаться. Не поддаваться соблазнам якобы заманчивых контрактов..." Робертино Лоретти нещадно эксплуатировали, голос у него не успел окрепнуть. В этом состоянии ему надо было помолчать, но он не мог разорвать контракт...
- Еще говорят "голос может исчезнуть".
- Ерунда. Он дальше только сильнее станет. Появится мощь, "мясо". Как у Машеньки сейчас - уже очень красивый тембр прорисовывается. Профессионалы из Италии пророчат, что Маша станет самой молодой Джульеттой в истории театра: она будет петь в 15-16 лет, то есть наиболее приближенно к возрасту литературной Джульетты. Это небывалый случай.
...К этой девочке тянутся все. У нее не только редкий голос, но и дар понимать людей, помогать им. Как-то ее пригласили на концерт для детей, больных церебральным параличом. Пригласили не только ее, но и всех павлодарских звезд: придите, мол, спойте-станцуйте... Из всех пришла одна Маша. Дети плакали, слушая ее. Да и у самой Маши ком в горле стоял, когда один больной мальчик по имени Эдуард пел песню "Есть только миг между прошлым и будущим". В финале дети окружили Машу, чтобы взять у нее автографы. И мальчик этот стоит в самом конце, не может к ней пробиться. Маша его увидела, подписала диск, он взял со словами: "Буду беречь его всю жизнь".
- Я так хочу, чтобы у каждого ребенка были мама и папа, - говорит Машенька, - так хочу этого!
Пока еще Машенька. Пока не пересечет границу. А дальше...
На католическую Пасху ее уже ждут в Польше, в Познани. Лично епископ пригласил, вручив подарок от Папы Иоанна Павла II. Маша споет "Аве Марию" в кафедральном соборе... Дай бог тебе счастья, Маша-Мария!
Вся Академия бурлит - "Такой феномен!" 11-летняя казахстанка Маша Мудряк покоряет Италию бриллиантовым голосом
05:31 15.06.2005
Машино время
11-летняя девочка, которую открыл "МК", будет петь в Ла Скала?
Ян СМИРНИЦКИЙ
Уезжая осенью, она расписалась на редакционной "стене славы": "В Италию с "МК". Много вопросов было тогда. Как десятилетняя девочка из Павлодара (Казахстан), обладающая сумасшедше редким голосом, приживется в Милане, куда ее позвали учиться? Денег на занятия - в обрез, на житье-бытье - и того меньше, опять же язык… Ничего мы о ней не знали, пока вчера мне неожиданно не позвонила ее мама Ольга:
- А мы здесь, у Вечного огня!..
Корреспондент "МК" повстречался с восходящей звездой оперной сцены.
…Три часа до поезда. Маша с мамой проездом из Милана в Павлодар: маленькие каникулы перед новым боем. Вот и надо бы успеть повидать бабушек-дедушек, тетей-дядей из "этой жизни" - такой родной, но все более остающейся за поворотом…
- Маша так много выступает, - говорит Оля, едва мы расположились на травке у Огня, - что ее все уже называют "феномено-феномено", нам аж страшно делалось первое время: надо же это чем-то подтверждать!
Как же прошел ее первый год учебы в Академии при Ла Скала, куда ее взяли в 10 лет в обход всех правил, - это если иным тамошним "ученицам" по 25-38 лет?! (Умалчиваю об эпопее с выдачей визы на въезд и видом на жительство.)
- Вот статья из "Коррьере делла сера": "Кто поможет этому гению?" - Оля изумлена. - Чтобы там про певицу говорили "гений"?
Итальянцы были категоричны: "Мы этот голос теперь не отпустим, ибо он должен принадлежать миру".
- Голос Марии…
- Нет, Маши, - смеется Оля, - я тоже была уверена, что в Италии Маша непременно будет Марией. А они сказали: "Марий у нас много. Маша - одна".
* * *
…В Италии около 3000 "маэстро" - профессиональных педагогов, обучающих вокалу. Из них всего семь знают настоящее итальянское бельканто. Попасть к ним "в ученики" почти невозможно.
- Да, мы учились сначала у русского педагога Гусева. Но он сам посоветовал обратиться к итальянцу… Так и встретились с нею, нашим новым маэстро Карлой Ванини.
Госпоже Ванини всего 69 лет, 35 из которых она пела в Ла Скала. И вот уж со спокойной душой собралась на пенсию, как тут…
- А тут - я! - смеется Маша.
У Ванини не было детей, и, глядя на Машеньку, она сказала:
- Это мне бог послал под конец жизни такую "фортуну удачи"!
…Полюбила ее, ревнует ко всем! Хворостовский имел неосторожность Машу поцеловать, и на фотографии это осталось. Ванини увидела:
- Брутто, брутто Хворостовский! (По-итальянски - "грубый".)
Оля с Машей рассказывают наперебой:
- Вот посмотришь на иную певицу - она аж тужится, когда поет. Думаешь, ну и зачем так мучиться? Итальянское бельканто - это легкое исполнение. Техника, которая совершенствуется всю жизнь. А Ванини всем хвастает, что "за 4 месяца сделала звезду из Машеньки" - полностью ставила технику.
- И есть еще одна важная вещь, - подсказывает Маша, - акцент. Итальянцы морщатся, жутко кривят лицо, едва распознав в арии хоть легкий акцент… Каждодневная шлифовка. Час за часом. Только так достигаешь чистоты.
…За полгода выучить два языка (итальянский, английский), да еще и петь на них "чисто"!
"Midnight
Not a sound from the pavement
has the moon lost her memory?"
Гуляки Александровского сада заворочали шеями, несмотря на жару, когда Маша вполголоса напела знаменитую "Память" из "Кошек". Оля:
- Когда это услышал директор Академии, предрек, что со следующего года Маша будет петь в Ла Скала. Да, сначала в хоре. Но она… все равно вырвется в солисты!
- А Ванини пока запрещает мне петь эстрадный репертуар, - Машенька хитро улыбается, - а я так "Калинку" красиво пою! И вообще… Такие правила у маэстро! Протестует, чтобы я слушала и Марию Каллас (хотя ее боготворит), и Паваротти, и… никого нельзя!
- Русские педагоги, насколько я знаю, наоборот, советуют всех слушать…
Но маэстро Ванини как отрезала: "У Маши единственный и неповторимый бриллиантовый тембр, он даже светится! И если она будет кого-то слушать и - невольно - подражать, то будет лишь второй".
Ванини:
- Цель моей жизни - сделать Машу первой!
* * *
…Вся Академия бурлит - переживает, что у Маши до сих пор нет гранта. "Такой феномен! За два месяца прошла пятилетний курс музыкальной школы! У нее, 11-летней, голос 19-летней студентки!" А тем временем отец Маши - Александр, бизнесмен из Павлодара, выбивается из последних сил. Говорит иной раз Оле, жене:
- Трудно. Посылаю вам деньги, но я… совсем уже пустой. Оля, мы столько денег затратили. Ты считаешь, толк будет?
- Саш, потерпи. Сейчас мы обязаны терпеть. Потом воздастся.
Г-жа Ванини написала письмо президенту Казахстана. И теперь, немного раньше прервав учебный год, Маша-Мария срочно выезжает в Павлодар - на персональную встречу с г-ном Назарбаевым. Ванини плакала, провожая Машу:
- Как я без тебя буду три месяца?
…Она-то поначалу крайне поражалась Машиной энергии - та занималась каждый день без передыху. Обычная школа до 2 часов дня, потом метро и автобус (больше часа до центра Милана), Академия, выступления. А со следующего года так и вовсе Маша будет учиться в консерватории Верди…
- Когда мы только приехали в Милан, - говорит Оля, - я каждый день плакала. Так трудно было. Дешевле 1000 евро в месяц квартиры не найти! Да и за эти деньги такую ерунду предлагают - какая-нибудь мансарда. Где и петь-то нельзя: соседи возражают, ругаются. А там с этим строго. Люди со всех сторон защищены законами.
На первых порах в Италии Машу и Олю выручили украинцы, которые позволили им в складчину снимать квартиру. Оля:
- Но я заметила, что там вся дружба за деньги. И даже Маша сказала, что у нее там подруг не будет… Нет русской душевности.
Маша:
- Дети очень осторожны, шаг боятся шагнуть.
- Вот вам, наверное, в радость в Москву вернуться!
- Что ты! - Оля говорит. - Землю готовы были целовать. Но… потом заметили, что лица у людей больно злые… Как будто их кто-то обидел. Толкнут и даже "скузи" не скажут.
- "Скузи" здесь не дождешься.
- Они говорят, что в России "диктатура". К русским вообще относятся странно. Судят по тем, кого видят перед глазами, - по платным девочкам… Так что с первого дня надо было себя зарекомендовать с самой лучшей стороны.
…Когда денег на жизнь почти не осталось, Оля с Машей зашли в студию Тото Кутуньо и… записали диск!
- Когда Машенька запела Memory, в студии такой отпад был! "Мы ничего подобного не слышали!" А узнав, что она у Карлы Ванини занимается, вообще припухли.
Машенька:
- Он хочет, чтобы мы спели вместе… Помню нашу первую встречу. Я стою и пою. А он… подошел сзади. Чувствую, что кто-то машет рукой. А он "дирижировал"! Такой высокий, ничуть не изменился с молодости. Отлично выглядит!
Оля:
- Набросился на Машу, стал ее целовать! "Боже мой, я такого не слышал!"
…Но всем этим поцелуям, всем похвалам есть цена. Оля нет-нет, но иногда сравнивает себя с мамой Миллы Йовович, вспоминает, как та выкормила дочь в чужой стране, уроки учила в кабине машины… Нужны деньги на учебу. Со следующего года уже понадобится адвокат: Маше предлагают серьезные контракты. Надо будет удостовериться в их серьезности…
Пока же - немного отдыха. Искупнуться в Иртыше… Раньше ей запрещали: "Какое купание! Простудишь горло!" А Ванини тверда:
- Будь закаленной! Ведь болеть тебе больше не придется…
Поезд отходит. Целуемся на прощание… два раза по итальянскому обычаю. Доброй дороги, Машенька.
от 15.06.2005